Тема работы: "Организация самостоятельной работы на уроках физики как средство развития обучающихся".
Пояснительная записка.
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении.
Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ).
Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.
В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.
Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность.
Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.
По определению Б. П. Есипова , самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий. (2, стр. 152) В данном определении не отражается роль учителя, однако по существу самостоятельные работы учащихся на уроках всегда проектируются учителем, проходят под его руководством и контролем. Поэтому самостоятельные работы, как и любой другой вид целенаправленной совместной деятельности учителя и учащегося, по праву занимают свое место в общей системе методов обучения физики.
Доказана большая роль самостоятельных работ в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса, навыков коллективного труда. Самостоятельная работа дает возможность проявиться индивидуальности каждого ученика, формирует его интеллект и характер. Все это способствует усвоению глубоких и прочных знаний.
Одними из первых русских методистов – физиков, проводивших идеи развития самостоятельности учащихся, были Знаменский П.А и Горячкин Е.Н. В их статьях и книгах дается впервые описание в средней школе метода ученического эксперимента по физике в виде лабораторно-практических занятий.
Метод самостоятельной работы учащихся, применяемый в школах в период их становления, сыграл, несомненно, большую роль в подготовке учащихся к жизни и труду. Однако в условиях работы по комплексным программам, не учитывающим принципа систематичности в построении предметов, метод самостоятельной работы, конечно, не мог улучшить дело обучения. Знания учащихся были поверхностными, фрагментарными. Комплексные программы были отменены и одновременно поставлены под сомнение методы, называемые тогда « бригадно-лабораторным», «методом проектов», в основе которых лежала самостоятельная деятельность учащихся. Это привело к тому, что многие учителя не стали проводить групповые работы и работы исследовательского характера.
С введением в школу программ систематических курсов, с признанием урока как основной формы учебно-воспитательного процесса (1931г) методу самостоятельной работы учащихся начали вновь придавать большое значение. Чаще всего самостоятельная работа в те годы представляла собой выполнение учащимися несложных химических опытов и письменных контрольных работ. Однако преобладающим методом был метод словесного изложения учителем материала, сопровождаемого показом опытов и других наглядных пособий.
Постепенно в школах осваиваются и другие виды самостоятельной работы: изучение раздаточного материала, решение и составление учащимися задач, выполнение письменных контрольных работ, работа с использованием учебных кинофильмов.
Учебной деятельностью учащихся руководит учитель. Он может выбрать подходящий к имеющимся условиям способ руководства самостоятельной работой.
Особенно широкое увлечение методом самостоятельной работы наблюдается в 50-60-е годы, когда получает популярность передовой педагогический опыт липецких учителей. За эти годы арсенал методов и приемов пополняется. На уроках физики применяются новые виды самостоятельной работы, например, изготовление моделей, приборов, подготовка сообщений при изучении дополнительной литературы, составление конспекта, плана при изложении материала учителем, подготовка рецензий ( устных и письменных) на ответы товарищей или их доклады на уроках, работа с различными экранными пособиями ( составление плана, схем, выполнение иных заданий на основе увиденного и услышанного с экрана.
Порой удивляет то, что дети, приступив к систематическому изучению предусмотренных школьной программой знаний, становятся как бы , другими. Они утрачивают (или не проявляют) тетворческие возможности, которыми обладали дошколы.
Поступив в школу, ребенок в некоторыхслучаях как бы разучивается думать, теряет навыки выполнения полноценной интеллектуальной деятельности, которая необходима для самостоятельного творческого усвоения знаний. Может поэтому на занятиях наши ученики бойко анализируют условие задачи, решают ее, а на контрольной значительная часть класса не может решить ей аналогичную, не говоря уже о задаче, требующей творческого подхода. И это понятно: на уроке они ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свою деятельность не умеют. Учителя порой объясняют неудачи своих учеников лишь ленью, нежелание учиться, недостаточным умственным развитием. Думаю, что ситуация должна измениться. На это в оом числеи направлено введение новых ФГОС.
Системно – деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Анализ стандарта показывает, что большая его часть направлена на формирование самостоятельности выпускника, я бы даже назвал это «Самостью». Поэтому самостоятельная работа – это уже требование стандарта.
Кроме того следует отметить повышение познавательной активности обучающихся через систему самостоятельной работы. Активная роль учащихся в процессе обучения обуславливается развитием у них самостоятельности и инициативы в познавательной и практической деятельности.
В свете этого положения перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности выступает задача формирования самостоятельности как черты личности обучающегося. Известно, что всякое качество личности развивается в процессе соответствующей деятельности – самостоятельность может развиться лишь в процессе самостоятельной работы.
На своих уроках физики я начинаю работу по формированию самостоятельности с небольших и несложных заданий: найдите в тексте учебника подтверждение изученому факту, ответьте письменно на вопрос, сделайте рисунок, составьте схему и т.д. при выполнении лабораторных и практических работ тоже идем от простого к сложному: сначала аналогия- учитель показал – дети повторили, я показал наиболее сложную часть – остальное теперь сделайте сами, сделайте сами по инструкции. Очень полезными считаю самостоятельные наблюдения с последующими выводами. Любое наблюдение, выполненное дома или на уроке готовит ребенка к самостоятельной практической
, опытной работе.
В настоящее время, накопив достаточно большой багаж организации самостоятельной работы, я постоянно для каждого урока и даже для каждого этапа урока ищу новые формы организации, так как считаю, что именно самостоятельная работа – основа успешности ребенка в любом виде деятельности.
